Сензитивный период развития

Сензитивными периодами именуют периоды особенной чувствительности детей к тем либо иным методам, видам деятельности; к методам эмоционального реагирования, поведения по большому счету и пр.

Сензитивными периодами именуют периоды особенной чувствительности детей к тем либо иным методам, видам деятельности; к методам эмоционального реагирования, поведения по большому счету и пр. — вплоть до того, что любая черта характера наиболее интенсивно начинается на базе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. Сензитивные периоды помогают тому, дабы ребенок имел принципиальную возможность купить внутренне нужные ему знания, умения, методы поведения и т.д.

Человеку ни при каких обстоятельствах более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так весело обучиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

Сензитивные периоды продолжаются определенное время и проходят безвозвратно — независимо от того, удалось ли ребенку всецело воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих свойств.

Взрослый извне не имеет возможности воздействовать на время происхождения и продолжительность сензитивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

  • взрослый может (а, правильнее, обязан!) знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, потому, что в другом случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую честно считает педагогикой;
  • взрослый может замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того либо иного сензитивного периода, что нужно для правильной оценки актуального уровня развития ребенка;
  • взрослый может предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить соответствующую внешнюю среду (дидактический материал), дабы ребенок имел то, в чем особенно испытывает недостаток сейчас. С данной точки зрения «подготовленная среда» Монтессори-школы есть оптимальным решением проблемы — в ней около ребенка неизменно имеется все, что ему может пригодиться для реализации любых его познавательных интересов.

И еще пара неспециализированных черт сензитивных периодов.

Они универсальны, т.е. появляются в ходе развития всех детей. независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

Они личны. в случае если речь идет о времени их происхождения и длительности у конкретного ребенка. Из этого выглядит дикой сама мысль фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), и наличие всех образовательных программ, кроме личных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не свидетельствует, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совсем не гарантируют, что любой ребенок проходит его как раз в таком режиме.

Из этого следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения личных изюминок развития ребенка.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

  • более либо менее медленным (пологим) началом, которое подметить достаточно тяжело, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «территории его ближайшего развития»;
  • этапом громаднейшей интенсивности (точкой максимума, либо плато), который замечать наиболее просто;
  • более либо менее медленным (пологим) спадом интенсивности.

Кое-какие сензитивные периоды протекают приблизительно в одно да и то же время у различных детей, но имеют наивысшую интенсивность в различные моменты.

. Ребенок от 0 до 3 лет (М. Монтессори характеризовала его как духовный эмбрион) представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор чувств своих родителей — по большей части матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя методы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, каковые происходят в мире. Исходя из этого наиболее подходящей окружающей средой, содействующей оптимальному детскому формированию в этом возрасте, есть, непременно, родительский дом и родительская забота.

В простой, житейской ситуации данный процесс пускается взрослыми на самотек, не смотря на то, что им предоставлена неповторимая возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. К примеру, в той форме, которую внесла предложение М. Монтессори, — как посредством создания «подготовленной среды», так и посредством особых упражнений в навыках практической жизни. И в случае если необходимость «подготовки ребенка к школе» осознается родителями, воспитателями и преподавателями достаточно хорошо, то многие из них и не представляют, что столь же ответственная задача содержится в подготовке ребенка к детскому саду. Обращение тут ни за что не идет о некоторых знаниях, которыми нужно «напичкать» ребенка перед школой либо детским садом. А о том, дабы знать и учитывать внутренние законы его развития и не нарушать их, к примеру, преждевременным направлением ребенка в детский сад, в то время, когда нужный уровень жизненного опыта, самостоятельности им еще не достигнут, в то время, когда не сформировалось у него чувство порядка.

В возрасте 3-6 лет ребенок, в соответствии с правильному образу М. Монтессори, есть строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды большой интенсивности сензитивных периодов в его развитии — речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях развитие органов эмоций по степени и уровню дифференцированности может достигнуть предела человеческих возможностей. Другими словами ближе к концу этого периода посредством своих органов эмоций ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, правильнее — намного уже (в случае если опять-таки не пускать данный процесс на самотек, а дать ребенку возможность упражнять свои органы эмоций посредством сенсорного Монтессори-материала).

Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет «подготовленная среда» Монтессори-детского сада, где неизменно имеется все нужные составляющие: сенсорный, речевой материал, двигательная территория и, наконец, другие дети, имеющие возможность вольно высказывать свои познавательные импульсы и несущие в Монтессори-группу несчетное количество обстановок, каковые смогут стать красивым материалом для упражнений навыков социального поведения.

Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.

Сензитивный период развития речи

Данный сензитивный период продолжается в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (отыщем в памяти естественную потребность матерей говорить со своим еще не появившимся ребенком, петь ему песни).

Охарактеризуем наиболее ответственные этапы в данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.

В возрасте от 0 до 4,5 месяца :

  • ребенок уже способен чувствовать обращение как что-то особое. Отметим, что в этом возрасте сознание ребенка еще не имеет возможности выделить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего сотрудничества с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, но, ярко выделяется красная нить — обращение;
  • исходя из этого дети способны наблюдать на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. В случае если этого не происходит, существует возможность того, что у младенца имеется неприятности со слухом, и данный симптом — веская обстоятельство для обращения к доктору;
  • дети обучаются подражать звукам, сейчас они неизменно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что есть красивым свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата;
  • ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки приятель за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около 1 года :

  • ребенок сознательно выговаривает первое слово, в первый раз в его жизни происходит словесное выражение мысли;
  • но в один момент ребенок попадает в обстановку фрустрации: замечательно воображая, что обращение что-то свидетельствует, он не имеет возможности воспользоваться этим «знанием» из-за недостатка слов. Он желает сказать, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит естественным — с указанного возраста и приблизительно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

В возрасте около 1,5 лет :

  • ребенок начинает высказывать свои эмоции, жажды. Это красивый возраст, в то время, когда он конкретно, без обиняков говорит о том, чего желает и чего не хочет; говорит на языке эмоций, применяя ориентационную механику «приятно — не очень приятно» вместо «верно — неправильно». Первый метод ориентации в мире есть естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе «воспитания»;
  • ребенок в состоянии принимать грамматические нормы языка и может грамматически точно сформулировать предложение. Только из-за недостатка некоторых слов создается фальшивое впечатление о наличии специфического «детского» языка с особенными грамматическими нормами.

Из этого следуют два ответственных вывода .

Первый связан с окончательным запретом на «сюсюканье» взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения особого упрощенного «детского» языка. Напротив, в этом возрасте, в то время, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, обращение взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Очень более ребенок испытывает недостаток в том, дабы ему как возможно больше говорили историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся примерами хорошего стиля и разных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью предстоящего речевого развития ребенка в двуязычной среде. в то время, когда он имеет возможность осваивать сходу два языка. Причем возможно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не случится, и русские слова в германских грамматических конструкциях употребляться не будут.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок довольно часто говорит сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая обращение — красивая и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность либо непоследовательность в его мыслях, потому что все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не через чур долгий этап в речевом развитии: неспешно монологи становятся внутренними, и об изюминках мышления человека в будущем возможно будет делать выводы только косвенным образом.

  • ребенок начинает использовать обращение целенаправленно и осознанно. Это указывает, что посредством речи он решает свои неприятности и может, к примеру, попросить закрыть окно. Ребенок поймёт силу собственной мысли, грамотно выраженной посредством речи и исходя из этого понятной окружающим;
  • дети этого возраста быстро интересуются символическим обозначением звуков — буквами, с наслаждением обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.;
  • они смогут работать с подвижным алфавитом, выкладывая приятель рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания — вплоть до несложных слов.

Исходя из этого в возрасте 4-4,5 лет выглядит совсем естественным следующий важный ход в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и маленькие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных свойств (подробнее об этом — в следующем разделе).

Сензитивный период развития

Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок добровольно и самостоятельно обучается читать: к этому ведет его логика речевого развития. Потому, что процесс письма — это выражение особенным образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает кроме различения букв и умения складывать их в слова еще и познание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем высказывать личные мысли.

Отметим основную идея М. Монтессори, которую нужно неизменно иметь в виду: в случае если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. под принуждением (обучаться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позднее либо не приходят совсем .

Сензитивный период восприятия порядка

Данный сензитивный период детально не обрисован нигде, не считая работ М. Монтессори. Отыщем в памяти ее известную фразу: «Подлинная сущность разума пребывает в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Сензитивный период развития

Продолжается данный период от 0 до 3 лет. причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2-2,5 лет.

Сходу нужно подчернуть, что для ребенка порядок свидетельствует что-то иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: «Для ребенка порядок имеется то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, каковые необходимы для овладения окружающим миром».

Сензитивный период развития

Мы можем только примерно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, в случае если отыщем в памяти, как сложно было поменять привычный уклад жизни, привычные ориентиры в связи с переходом к рыночной экономике. Но у нас была семья, профессия и пр. и это разрешило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного.

Оказать помощь ребенку разобраться в хаосе мира может, в первую очередь, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и содействует тому, что на его базе ребенок в этом возрасте сооружает внутренний порядок в себе самом. Происходит это в следствии присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний. Возможно заявить, что в предстоящей жизни человека внутренний порядок — порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом — будет развит так, как упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

Монтессори выделяет, что в возрасте 2-2,5 лет ребенок испытывает характерную любовь, правильнее, настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, звучно высказывая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А потому, что это происходит практически неизменно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, неясно чего требующего существа.

А ему насущно нужен порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему .

Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каждой из этих трех сфер.

Порядок в окружающей среде

Нужно организовать окружающую ребенка среду (значительно чаще — предметы в его квартире) так, дабы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда — на кухне, обувь — в прихожей, одежда — в шкафу, игрушки — неизменно на своем месте в особом ящике; помимо этого, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет личный уголок, ест из собственной посуды и все такое другое. Другими словами создается необычная «подготовленная среда» (аналогичная той, которая формируется в Монтессори-школе), демонстрирующая культурно обоснованное соотношение между предметами, вещами в быту.

Ребенок весьма радуется, в случае если опять и опять находит привычные ему вещи на одном и том же месте. И исходя из этого нужно, дабы каждое утро он видел, к примеру, свои игрушки бережно уложенными и в одном и том же месте — кроме того в случае если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно потребовать от ребенка выполнять порядок самому, потому что он лишь еще формирует личный образ порядка. И оказать помощь ему в этом смогут родители, поддерживая внешний порядок около него.

Помимо этого, ребенку в этом возрасте весьма тяжело привыкать к изменившейся окружающей среде (речь заходит о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Таковой стресс потом в большинстве случаев не проходит бесследно.

не меньше серьёзен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам.

И опять-таки нужно, дабы это отношение было культурно обусловлено: вправду, в большинстве случаев принято на стуле сидеть; за столом — имеется, обращаясь со столовыми устройствами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе выпивать на кухне, а не в кровати и т.д.

Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной безалаберности, прекратить вольно обращаться с разными вещами, предметами домашнего обихода и освоить (время от времени — заново) общепринятые методы действия с ними, неспешно становясь «специалистами» в воспитании собственного ребенка.

Порядок во времени

Для ребенка очень принципиально важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается в большинстве случаев в течение первого года жизни методом совместной активности и уступок с обеих сторон — со стороны ребенка и со стороны своих родителей: нужно, дабы режим дня устраивал всех. Затем задача своих родителей содержится в том, дабы в течении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать данный личный режим.

Сензитивный период развития

Понять личный ритм дня — это значит запустить движение «внутренних часов»; прочувствовать, что существует великий закон времени, который серьёзнее субъективных жажд и капризов. В частности, мама либо отец, если они работают, не смогут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни желал ребенок, — но, иначе, и ребенок в праве знать правильное время их прихода и верить в их пунктуальности.

Имеется еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени — правильнее, порядка в последовательности событий. К примеру, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас подмечали, что в этом возрасте частенько ребенок показывает неудовольствие, в случае если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно в случае если что-то придумывается заново. Кроха не против творчества взрослых по большому счету — ему только необходимо купить устойчивость в мире; и в случае если Красная Шапочка ведет себя, как неизменно, — значит, возможно верить в завтрашнем дне!

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку

Для ребенка для того чтобы возраста наиболее принципиально важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

  1. Требования, каковые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Нужно, дабы они были обоснованными: в совершенстве — обоснованными научно (знанием об личном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, к примеру), в действительности -обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что запрещено от ребенка потребовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
  2. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в совершенстве — образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае по окончании многократных повторений одной и той же последовательности действий (к примеру, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить бережно одежду и пр.) данный алгоритм делается внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно только дать общее наименование («Подготавливаемся ко сну») чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) имел возможность функционировать самостоятельно.
  3. Требования, каковые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, потому, что все равно ребенок обучится тому, что видит.

В заключение напомним, что уровень сформированности у ребенка «эмоции порядка» есть одним из основных параметров готовности к Монтессори-детскому саду, да и к детскому саду по большому счету. Мы видим, что ответственность за это лежит на родителях: как грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно либо осознанно) при создании внешней среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в предстоящей его жизни примером. Стоит ли потом искать иные обстоятельства того, что в Монтессори-группе ребенок, не обращая внимания на опытную работу учителя, с большим трудом, время от времени годами, обучается поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и пр.).

В сложных случаях (отставание в развитии, педагогическая запущенность и т.д.) ребенку 3 лет и старше перед поступлением в Монтессори-группу нужно пройти курс личной Монтессори-терапии, задача которой — подготовка ребенка к детскому саду. Посредством особых способов Монтессори-терапевту удается максимально применять «излет» уже прошедшего сензитивного периода.

Сензитивный период сенсорного развития

Он продолжается в среднем от 0 до 5,5 лет. Данный период в развитии ребенка обрисован не только в работах М. Монтессори, исходя из этого мы сделаем только пара особых замечаний.

Само собой разумеется, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, чувствовать запах, вкус и пр. Но большой уровень развития органов эмоций и определенная степень их дифференцированности вероятны только при особой тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.

Посредством особой методики работы с сенсорным Монтессори-материалом начинается кроме этого стереогностическое чувство (термин М. Монтессори), благодаря которому при определенном уровне развития органов эмоций человек способен распознавать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (время от времени в жизни это не редкость нужно). И тренировка этого эмоции происходит, к примеру, в то время, когда ребенок с завязанными глазами пробует вставить на свое место в блоке различные по величине цилиндры.

Содержание этого долгого сензитивного периода образовывает множество относительно маленьких периодов, в то время, когда актуальным для ребенка делается развитие отдельных сторон либо проявлений того либо иного органа эмоций, и он в различное время делается наиболее чувствительным к цвету, форме, размерам предметов, не смотря на то, что все это связано со зрением.

В каком порядке чередуются эти более маленькие периоды?

На данный вопрос в принципе имеется два ответа. Первый предполагает создание теоретической модели на базе среднестатистических данных, воспользоваться которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети — различные.

Второй ответ дает М. Монтессори, и содержится он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду. Речь заходит о так называемой свободной работе детей, в то время, когда они имеют возможность и умение вольно реализовывать свою познавательную активность.

Сензитивный период развития

Говоря несложнее, в условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем дол жен позаботиться Монтессори-преподаватель) ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне нужен ему как раз на данный момент. В этих условиях Монтессори-преподаватель, замечая за выбором ребенка, имеет возможность выяснить уровень его актуального развития и наметить возможности работы в зоне его ближайшего развития, заблаговременно предлагая ребенку познакомиться с соответствующим дидактическим материалом.

Сензитивный период восприятия мелких предметов

Данный период продолжается в среднем от 1,5 до 5,5 лет. Его тяжело не подметить, и довольно часто он доставляет взрослым много волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Вправду, в большинстве случаев взрослые не видят в этом интересе ничего нужного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными методами реализации данной познавательной потребности.

А в действительности ребенка интересует неприятность целого и части; он наслаждается от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на пара частей, каковые, со своей стороны, складываются из еще более небольших частей. Так ребенок чувствует, что мир делим и складывается из все более и более небольших частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. К примеру, посредством особых упражнений: нанизывания на нитку более либо менее небольших предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что разрешает ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).

Сензитивный период развития движений и действий

Продолжается в среднем от 1 года до 4 лет. и важность его для неспециализированного развития ребенка тяжело переоценить. Как раз благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, каковые участвуют в развитии всех психических функций. Так, все воспитательные приемы и способы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются правонарушением против его естественного развития. Из этого же направляться вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и пр.).

Протекание этого сензитивного периода кроме этого неоднородно: в течение его имеются моменты времени, в то время, когда ребенок концентрирует внимание на определенных движениях и действиях. И в случае если в начале периода ребенка интересуют как раз движения (у него имеется потребность почувствовать возможности своего тела, для чего он пробует, к примеру, открыть дверь толчком ноги либо переместить тяжелые вещи, а мытье стола приводит к удовольствию благодаря самому процессу, а не результату), то потом его начинают интересовать все более и более сложные действия, для исполнения которых нужно владеть определенным уровнем координации, свободы и ясности движений.

направляться подчернуть, что естественное рвение ребенка большое количество двигаться, непременно, учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с дидактическим материалом. К примеру, место для работы с материалом выбирается достаточно на большом растоянии от полки, где он в большинстве случаев хранится, дабы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Отсутствие парт и наличие особой двигательной территории, где ребенок в любую секунду, не мешая другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особенную роль, которую отводит М. Монтессори удовлетворению естественной потребности ребенка в двигательной активности.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает деятельно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) методами поведения происходит само собой, потому, что существует двор, надписи на заборах и парни, каковые в открытую курят на остановках. Всем нам приходилось видеться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, в то время, когда ребенку нужно оказать помощь обучиться культурным формам общения, дабы он ощущал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых различных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и желает их использовать. Он хочет знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, проститься, попросить о помощи и т.д.

Для овладения вежливыми формами общения помогают упражнения в навыках социальной жизни, каковые обрисованы в работах М. Монтессори и ее последователей.