Причины межнациональных конфликтов

Природа национального конфликта.

Причины межнациональных конфликтов

Природа, типы и логика национально этнических распрей, появившихся на территории бывшего СССР.

Специфика внутренних национально этнических распрей в России.

Причины межнациональных конфликтов

Национальный конфликт — это конфликт между национально-этническими общностями либо их частями. По своим типологическим чертям национальный конфликт есть, в первую очередь, социальным, потому, что его субъектами выступают большие социальные группы, интересы которых становятся противоречивыми благодаря имеющегося неравенства социальных статусов этих групп в данной публичной системе, в конкретной стране. В один момент это и конфликт, имеющий политический аспект, потому что ни одна цивилизованная нация не сформировалась вне присущей ей политической организации, политического страны. Нынешние национальные конфликты, будь то в Югославии либо в России, в Ирландии либо в Турции, в Грузии либо в Азербайджане, появились и существуют на почве рвения национальных групп (меньшинства) к политической независимости от наций-носителей существующих в соответствующих государствах государственных систем. В настоящее время в мире нет только национальных распрей, а имеется национально-политические конфликты.

Понятие же нации обозначает социально-историческую общность людей, сложившуюся на базе некоторых неспециализированных ценностей и норм, обусловленных не неспециализированным происхождением, родным родством либо одним лишь совместным проживанием на данной территории (не смотря на то, что эти показатели во многих случаях имеют место), а культурой, т.е. системой социально-исторической. Не отрицая возможности формирования какой-то нации на базе этнических показателей, нельзя считать таковой процесс безотносительной необходимостью, историческим правилом. Нация — это государственно-политическая, социально-экономическая и социокультурная общность людей. Из сказанного вытекает необходимость различения национальных и этнических распрей и вместе с тем определения национальных распрей как национально-этнических применительно к регионам, где не завершился процесс развития этносов в нации. Таким регионом есть Россия. Национально-этнические конфликты имеют свою давнюю историю. Им предшествовали межплеменные и межобщинные, а больше всего конфессиональные конфликты, уносившиё тысячи и тысячи человеческих жизней. Узнаваемые в Европе крестовые походы (христиан против мусульман), кровопролитные побоища католиков и протестантов между собою, турок-мусульман и балканских народов, христиан, боровшихся против господства турецких халифов. Полна ожесточёнными конфликтами история азиатских государств, где эти конфликты значительно чаще имели сакральный характер. Национально-этнические конфликты современного типа (в виде национальных движений) начали появляться в ХIХ и в на чале ХХ вв. В Европе они были связаны с формированием независимых стран и завершением становления современных наций (к примеру, германской, балканских), в Азии — главным образом, с борьбой народов за освобождение от колониальной зависимости (Индия, Иран, Афганистан и др.), в Америке — кроме этого с борьбой за независимость от Испании и Англии. Кое-какие конфликты, вспыхнувшие в конце Х в. перманентно возобновляются и поныне. К примеру, курдское национальное движение. Уже на конференции в Версале по результатам I-й всемирный войны представители курдов потребовали национальной независимости, но ее нет и сейчас. Взаимная вражда балканских народов неоднократно была источником бурь в Европе. С созданием в начале ХХ в. англичанами в Палестине иудейского национального очага появился конфликт между евреями и арабами, длящийся сейчас. Сначала он был этническим, поскольку ни та, ни другая народность не являлись нациями. Конфликты, связанные с несоответствием между этнонациональными интересами, играются только ответственную роль в наше время, не смотря на то, что они не посредственно появлялись по спорным вопросам территориально-государственного устройства. Так как в каждом случае конфликта борьба разгоралась за государственное самоопределение определенной, оказавшейся беззащитной этнонациональной группы.

Причины межнациональных конфликтов

Природа национальных (либо национально-этнических) распрей вытекает из характера этносов и наций как государственно-политических, социально-экономических и социокультурных общностей людей, комплексных, многосторонних взаимоотношений между ними. В конечном итоге, конфликты вырастают на почве противоречий между интересами этнонациональных общностей. Интересы же формируются: в случае этноса — как интересы замкнутой групповой организации людей и группового мышления, где индивид не отделяет себя от группы, и для него каждая другая группа выступает в качестве враждебной, чужой по отношению к своей; для нации — как интересы более широкой, не замкнутой, но все же обособленной, самостоятельно существующей, государственно оформленной либо оформляемой общности, купившей (либо получающей) свою социально-экономическую и социо-культурную базу. Противостояние одного этноса другому порождается их групповой замкнутостью, отсутствием связующих ценностей, побуждающих этносы к взаимному сотрудничеству. Толь ко единые-религиозные верования или долгое сосуществование в рамках какого-либо социально го пространства смогут блокировать враждебность этносов и создавать предпосылки для слияния их в национальное образование (как это происходило в Европе). Конфликтность во взаимоотношениях между нациями появляется в условиях ущемленности интересов одной и господства интересов другой. Любое неравенство: политическое, правовое, экономическое, культурное, наконец, конфессиональное, связанное с этим господство одних над другими, мешает решению задачи независимого развития национальных общностей и приводит к. Причем, ущемленность интересов может проявляться и осознаваться в разных областях жизни, вовсе не обязательно в области политики. Поле конфликта формируется в различных ракурсах. Источником его может выступать какая- или историческая 1- (с позиции одного из этносов), которая должна быть устранена; захват территории — жизненного пространства этноса; разрушение его системы культурных ценностей и навязывание чуждых ценностей; деградация по вине другой экологической среды; хозяйственно экономическая экспансия; языковое неравноправие и т.д.

Потому, что национальная мысль воплощающий ее национализм, неизменно связан с конкретной этнонациональной общностью, так или иначе отражает потребности и интересы последней, то в истории существовали и существуют различные виды национализмов. В Индии, скажем, — это индусский, мусульманский и сикхский национализмы. Неру именовал лишь первый настоящим национализмом, поскольку он, в отличие от других, характеризует не общинное умонастроение и позиции, а состояние духа и поведения большинства населения — индусов. В государствах Ближнего Востока бытует национализм арабский, кроме этого представленный в разных проявлениях. С западническим национализмом народы мира ознакомились на примере таковой его античеловеческой формы, как фашистская идеология и практика. В республиках бывшего СССР созрели бессчётные национализмы (украинский, молдавский, армянский и т.д.), уничтожившие, в итоге, единую великую страну и ставшие источниками национально-этнических распрей. Национальные движения, равно как и конфликты, агентами которых они являются, национализмы, лежащие в их основе, само собой разумеется, не всегда разрушительны. Таковыми они становятся, в случае если преобразовываются в националистические движения и конфликты. Иными словами, в то время, когда из форм освободительной борьбы они преобразуются в формы насильственного утверждения господства одной нации над другими (очень радикальная форма националистического движения — нацизм). Грань между национальным и националистическим движениями очень относительна; переход первого во второе предопределяется противопоставлением национального демократическому принципу, рвением к независимости и независимому формированию национально-этнической общности за счет ущемления, а то и попрания демократических норм обще жития для других, провозглашения интересов данной общности единственно законными и высшими. К концу 80-х — началу 90-х гг. в советском обществе выявилось три типа этнонациональных распрей. Один из них сформировался между советской многонациональной общностью, представлен ной единым федеративным страной с главным русским народом, и национальными группами, имевшими формальную государственную самостоятельность (в виде союзных республик). Ввиду разнообразия этих групп (было 15 республик), неспециализированный тип конфликта конкретизировался в специфических видах; любой из видов по-своему формировался, развивался и завершался. Однако, им были присущи кое-какие неспециализированные черты. Об этом отправится обращение в будущем. Другой тип конфликта — в республик: между так называемой коренной национальностью и национальным меньшинством. В каждой бывшей союзной республике по окончании ее отделения от Альянса появились такие меньшинства из русскоязычного населения и других этносов. И в подавляющем большинстве появившихся независимых стран стали формироваться подобные конфликты.

Причины межнациональных конфликтов

Третий тип конфликта характеризовал (и сейчас характеризует) межэтнонациональные отношения в фактически России; это конфликт между образованиями, не имевшими до перестройки статуса государственности, бывшими автономиями как субъектами РФ и русским сообществом в целом. Само собой разумеется, и данный тип конфликта не проявлялся везде одинаково. Достаточно сопоставить национальное движение в Татарии и Чечне, чтобы выяснить их значительное различие и по истокам, и по характеру развития, а тем более итогам. Возвратимся сейчас к анализу первого типа конфликта. В его основе лежит рвение к территориально-государственному самоопределению наций, сформировавшихся во время СССР. Мысль национального страны (страны коренной нации) образовывает политическую сущность национализмов, двигавших миллионы бывших советских народов на борьбу, как им представлялось, за демократическое обновление своих республик, за освобождение от бюрократического диктата Союзного центра и за силья русских. Центробежные процессы появлялись и развивались, само собой разумеется, на почве национальных различий: историко-культурных, языковых, конфессиональньтх, наконец, территориальных. Но решающей (пусковой) обстоятельством явились бюрократическая административная система (авторитаризм) в управлении страной и связанная с ней суперинтернационализация публичной жизни, игнорирование объективной меры соотношения интернационального и национального в социально-экономическом, политическом и культурном развитии республиканских общностей. Абсолютизация интересов страны, а скорее, монополия его бюрократических центральных ведомств, насаждение наднациональных форм и способов государственного хозяйственно-экономического и культурного строительства в республиках, игнорирование необходимости сочетания общесоюзных правил с национальной спецификой их реализации — все это и означало суперинтернационализацию публичной жизни, в конечном итоге, превращение интернационализма в идеологический и административно-политический постулат. Интернационализм преобразовывался из принципа гармонизации межнациональных взаимоотношений в принцип принудительного.

Российское общество — полиэтнонациональное. В случае если дать согласие кроме того с тезисом о наличии в стране одной зрелой общероссийской нации, где господствуют русские, то нельзя не согласиться с тем, что в ее состав ассимилированы многие этносы-народы, столетиями жившие и живущие в сотрудничестве с русскими в едином социально-политическом, экономическом и культурном пространстве; этносы, ни при каких обстоятельствах (либо уже многие века) не имевшие независимой государственности, но сохраняющие и развивающие свою специфическую культуру как составную часть общероссийской культуры. Было бы идеализацией действительности утверждать, что такое объединение народов бесконфликтно. Латентное состояние конфликтности неизменно сохранялось; прорывались периодически и настоящие конфликты, а также с идеей политического самоопределения наиболее развитых этносов, как, к примеру, татарского. Известна попытка реализовать план объединить всех мусульман России от Казани до Памира в отдельное государство, исходивший от татарских марксистов. Был, но потерпел неудачу из-за гражданской войны проект создания Советской республики татаро-башкир Волги и Урала. Конфликтность проявлялась на бытовом уровне, в межличностных отношениях. И все же евразийское сообщество (его и мы именуем общероссийской нацией) существовало и развивалось. Замечательным стимулом прогресса российского объединения народов

стала интернациональная политика СССР, при всех ее погрешностях, связанных с политической диктатурой. Развал СССР, переворот в публично-политическом строе российского общества, пересмотр идеологических ценностей, включая принцип интернационализма, ВЗРЫВ национализма в бывших союзных республиках, волна их суверенизации, инициируемой новыми властями в России, стали решающими факторами формирования конфликтных территорий в российского сообщества народов. Латентные несоответствия, имеющие исторические корни и порожденные политикой сталинизма, превратились в явные. Замечательным стимулом развития противоречий в этнонациональные конфликты стали ошибкой в политике российского управления, например, призывы к бесконечной суверенизации бывших автономий и решения о реабилитации репрессированных народов без продуманных механизмов их реализации. Дестабилизирую источником были, кроме этого внешние для России конфликты грузино-абхазский, грузино-югоосетинский, азербайджано-армянский, связанный с Нагорным Карабахом.

Зеркин Д. П. Базы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – с. 276

Перепелица Е. Этнополитические факторы межнациональных распрей // Социальный конфликт. – 2000. — № 1. – с. 65