Общение как межличностное взаимодействие

Общение выступает как межличностное сотрудничество. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, растолковывая либо обрисовывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать действие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, исполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал.

Общение как межличностное взаимодействие

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Это не исключает случаев пустой болтовни, так именуемого фатического общения, малосодержательного применения коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения. В случае если общение не есть фатическим, оно в обязательном порядке имеет либо, во всяком случае, предполагает некоторый итог — изменение поведения и деятельности других людей. Тут общение выступает как межличностное сотрудничество, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в ходе их совместной деятельности.

Межличностное сотрудничество представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Общение как межличностное взаимодействие

Громадная роль в межличностном сотрудничестве принадлежит социальным нормам. Диапазон социальных норм очень широк — от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости. Обращение людей к социальным нормам делает их важными за их поведение, разрешает регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие либо не соответствующие этим нормам. Ориентировка на нормы разрешает человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать необходимые, социально одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Усзоенные нормы употребляются людьми в качестве параметров, благодаря которым ведется сравнение их собственного и чужого поведения.

Роли и ролевые связи осуществляются в соответствии с репертуаром ролей, исполняемых общающимися — общения людьми.

Общение как межличностное взаимодействие

В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый пример поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию — по должности, возрастным либо половым чертям, положению в семье и т.д. Субъект выступает в роли учителя либо ученика, доктора либо больного, взрослого либо ребенка, начальника либо подчиненного, матери либо бабушки, мужчины либо дамы, гостя либо хозяина и т.д. И любая роль обязана отвечать совсем определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих.

Один и тот же человек, в большинстве случаев, делает разные роли, входя в разные ситуации общения. К примеру. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, делает все предписания доктора, выясняясь в роли больного; вместе с тем в домашней обстановке он сохраняет роль послушного сына своей старой матери; принимая друзей, он гостеприимный хозяин и т.п. Множественность ролевых позиций часто порождает их столкновение — ролевые конфликты. К примеру, педагог не имеет возможности не подмечать недостатки в характере своего сына. Он уверенный в необходимости усилить требовательность, но как папа он время от времени проявляет слабость, потакая мальчику и содействуя закреплению этих отрицательных линия.

Общение как межличностное взаимодействие

То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, в обязательном порядке получает публичную оценку, и какое количество-нибудь большое отклонение от примера осуждается. К примеру, родители должны быть хорошими, нежными, снисходительными к детским провинностям — это отвечает ролевым ожиданиям и социально одобряется, согласится достойным всяческого поощрения. Но избыток родительской ласки, всепрощения подмечается окружающими и подвергается решительному осуждению. Существует определенный диапазон, в котором выполнение роли матери рассматривается как социально приемлемое. То же самое относится и к другим членам семьи, принадлежащим к старшему поколению. Что же касается ребенка, то ролевые ожидания, связаны с обязательным послушанием, уважением к старшим, хорошей учебой, опрятностью, прилежанием и т.д.

Нужным условием успешности процесса общения есть соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Общение как межличностное взаимодействие

Любой человек, вступая в общение, в большей либо меньшей степени точно приписывает общающимся с ним людям определенные ожидания в отношении его поведения, слов и поступков. В случае если появляется обстановка, в которой правила и убеждения субъекта вступают в резкое несоответствие с тем, что от него, как он понимает, ожидают окружающие, он, проявляя принципиальность, может и не заботиться о том, как тактично его поведение.