Коммуникативная функция общения

Коммуникативная функция общения реализуется в обмене информацией между людьми. В ходе общения люди обмениваются между собой представлениями, идеями, интересами, настроениями, эмоциями, установками и пр. Наряду с этим в общении происходит не просто обмен информацией, а выработка неспециализированного смысла, что вероятно лишь в том случае, если информация не просто принята, но и осознана, осмыслена. Исходя из этого в каждом ходе общения в единстве представлены и деятельность, и общение, и познание.

Чтобы общаться, нужно иметь то, чем возможно общаться, т.е. в первую очередь собственные переживания, эмоции, мысли. По меткому замечанию И. Канта. в общении человек публично пользуется своим разумом.

Реализация коммуникативной функции общения включает пара уровней. На первом из них осуществляется выравнивание различий в исходной информированности, имеющейся у индивидов, каковые вступают в контакт. Второй связан с передачей и принятием значений. В этом случае общение выступает как информирование, обучение, инструктаж и т. д. Наконец, третий уровень связан со рвением индивидов осознать взоры и установки друг друга. Общение тут направлено на формирование оценок достигаемых результатов (согласие, несогласие, сопоставление взоров и т.д.).

Коммуникативный акт, этапы и средства общения

В структуре коммуникативного акта выделяют следующие элементы:
1) адресант — лицо, отправляющее сообщение (субъект общения);
2) адресат — лицо, которому направлено сообщение. В организациях источником и адресатом общения выступают сотрудники с их целями, мотивами, знаниями, идеями и т.д.;
3) сообщение — что передается, какое как раз содержание;
4) код — форма, в которой идеи и цели смогут быть выражены как сообщение. Код может включать вербальные средства (т.е. средства естественного языка), математические знаки, диаграммы, жесты и т.д.;
5) цель — для чего, для чего отправлено сообщение;
6) канал связи — среда, снабжающая связь адресанта с его адресатом. Каналом связи возможно голос, текст, проводная связь, связь через эфир, информационные табло и др.;
7) итог — что достигнуто в итоге общения.

С позиций передачи и восприятия смысла сообщения схема адресант — сообщение — адресат асимметрична. Для адресанта суть информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сперва имеет определенный план, а после этого воплощает его в систему знаков. Для адресата суть принимаемого сообщения раскрывается в один момент с декодированием. В последнем случае особенно четко проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне данной ситуации.

Точность понимания адресатом смысла высказывания может стать очевидной для адресанта только тогда, в то время, когда случится смена коммуникативных ролей, т.е. в то время, когда адресат превратится в адресанта и своим высказыванием скажет о том, как он раскрыл суть принятой информации. Диалог, либо диалогическая обращение. как специфический вид беседы представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется суть речевого сообщения и происходит обогащение, развитие информации. Мера известной согласованности действий адресанта и адресата в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большей степени зависит от их включенности в неспециализированный организационный контекст.

Коммуникативная функция общения

Этапы и средства общения. Коммуникативный процесс возможно разбить на пять этапов:
I этап — начало обмена информацией, в то время, когда адресант должен ясно представить, что именно (какую идею и в какой форме её выразить) и с какой целью он желает передать и какую ответную реакцию взять;
II этап — кодирование либо перевод идей адресанта в систематический комплект знаков. Кодирование снабжает форму, в которой идеи и цели смогут быть выражены как передача сигналов;
III этап — выбор и передача информации через выбранный канал связи: голос, жесты, мимика, текст, электронные средства связи (компьютерные сети, email) и т.д. Сейчас цель адресанта выражена в форме сигнала. Форма, которую сигнал принимает, зависит в значительной степени от применяемого канала;
IV этап — декодирование-приём. Адресат переводит вербальные (словесные) и невербальные сигналы и знаки в свои мысли. Он интерпретирует (декодирует) сигнал в свете своего прошлого опыта. Чем полнее достигнута цель адресанта, тем более действенно общение;
V этап — этап обратной связи, либо оценки реакции адресата на взятую данные.

На всех этапах процесса общения смогут появляться помехи, искажающие суть передаваемой информации. Контур обратной связи снабжает канал для реакции адресата, который разрешает адресанту выяснить, был ли взят сигнал, как он был осознан и достигнута ли цель общения.

Особенное внимание направляться обратить на цели общения. Любой акт общения имеет цель. Она может быть в том, чтобы что-то сказать адресату, воздействовать на его отношение к чему- либо кому-либо, заручиться его поддержкой либо воздействовать на его поведение (к примеру, выполнить указание, получить от него необходимую информацию). В большинстве случаев, настоящее общение обусловлено комбинацией сходу нескольких целей.

Эффективность сообщения, отправленного адресантом, возможно оценена по тому, в какой мере были достигнуты цели общения. Первое условие успешного общения — это внимание со стороны адресата. В случае если сообщение передано, но адресат пропустил его мимо ушей, ценность для того чтобы общения мала. Эффективность общения кроме этого зависит от понимания содержания сообщения. В случае если адресат не осознал сообщения, то, какой бы ни была цель общения, она вряд ли будет достигнута. И наконец, ещё одно условие пребывает в принятии сообщения адреса в том. Кроме того в случае если сообщение привлекло интерес адресата и было им осознано, он может не принять его, считая фальшивым, несправедливым либо неинтересным для себя.

Лишь в том случае, если обеспечено внимание, познание и принятие сообщения адресатом, возможность успехи целей общения будет большой.

Общение практически в любое время имеет двусторонний темперамент и у адресанта имеется возможность получения обратной связи о итогах своего сообщения. Так источник общения может оценить, обратил ли адресат внимание на его сообщение, ясно ли ему его содержание и принимает ли он его. Самым сложным для источника общения есть определение степени принятия его сообщения: адресат не всегда заинтересован в том, дабы демонстрировать своё действительное отношение к сообщению.

Коммуникативная функция общения

Средства коммуникации. Передача любой информации вероятна только при помощи знаков, правильнее знаковых систем.

При неотёсанном делении различают вербальную коммуникацию. при которой в качестве знаковой системы употребляется обращение. и невербальную коммуникацию, для осуществления которой употребляются разные формы неречевых знаковых систем.

Коммуникативная функция общения

Вербальное общение. как уже было сказано, применяет в качестве знаковой системы людскую обращение, естественный язык. Обращение есть универсальным средством коммуникации, потому, что при передаче информации так суть сообщения теряется менее всего. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в ходе говорения кодирует, а реципиент в ходе слушания декодирует эти сведенья.

В то время, когда двое людей общаются между собой, происходит обмен не только информацией о идеях, но и обмен эмоциями и чувствами. Эта эмоциональная информация передается и тем, что человек говорит, т.е. языковыми, вербальными средствами, и тем, как он говорит, т.е. невербальными средствами. Значение слов источника сообщения может изменяться в зависимости от интонации, пауз, громкости, темпа либо манеры речи. Эмоции кроме этого передаются разнообразным комплектом невербальных средств: через жесты, выражения лица, движения тела, позы, прикосновения и зрительный контакт.

Невербальные средства общения. Среди невербальных средств коммуникации возможно выделить следующие знаковые системы:
— оптико-кинестетическая;
— паралингвистическая;
— экстралингвистическая;
— проксемическая;
— визуальное общение.

Оптико-кинетическая система знаков — это применение общей моторики разных частей тела для выражения эмоциональных реакций. Она включает в себя движения рук (жестикуляцию), движения головы и мышц лица (мимику) и применение разных поз и движений тела (пантомимику). Включение кинесики в обстановку вербальной коммуникации придает общению дополнительные нюансы, каковые часто имеют разный суть в разных сообществах. В настоящее время сформировалась особая область знания — кинесика, исследующая данный вид общения.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков кроме этого являются добавки к вербальной коммуникации.

Паралингвистические символы охватывают собой систему вокализации, т.е. уровень качества голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в обращение пауз, других вкраплений, к примеру покашливание, плач, хохот, и вариации речевого темпа..

В ходе общения смысловую нагрузку часто несут пространственные и временные характеристики коммуникативного процесса. Так, к примеру, размещение боком к партнеру по общению не содействует происхождению контакта, символизируя невнимание либо желание поскорее закончить разговор. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм и временных черт организации общения.

Своевременный приход на встречу косвенно высказывает уважение и вежливость по отношению к собеседнику, а кроме того обоснованное опоздание выглядит как проявление неуважения.

Нормами пространственной и временной организации общения занимается проксемика, которую её основатель Э. Холл разглядывал в качестве пространственной психологии. Им была предложена методика оценки интимности общения на базе анализа её пространственных черт.

Специфические комплекты пространственных и временных констант в обстановках общения взяли наименование хронотопов. Так, выделены хронотопы больничной палаты, вагонного попутчика и др. Специфика ситуации общения формирует тут время от времени неожиданные эффекты: к примеру, неоправданную откровенность по отношению к первому встречному.

Нужным сопровождением яркого вербального общения выступает визуальное сотрудничество, либо контакт глаз. Это атрибут в первую очередь интимного общения. Достаточно отыскать в памяти выражения масляный взор либо ест глазами. В психологии была кроме того предпринята попытка создать формулу интимности, исходя из различий в дистанции общения, в различной мере разрешающей применять контакт глаз. В этом контексте интерес воображают и работы о роли визуального общения в развитии ребенка. Чуть появившись на свет, младенцу характерно фиксировать внимание в первую очередь на людской лице. Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

В ходе невербальной коммуникации человек, как и в случае с языком, применяет некоторый код. Но в случае если в случае с речью система кодирования-декодирования в достаточной мере формализована и однозначна, то при невербальной коммуникации такая ясность отсутствует. Что возможно тут считать кодом и как обеспечить адекватное познание элементов этого кода партнером по общению?

Не обращая внимания на трудность выделения единиц в систем невербальных знаков по аналогии с единицами в системе речи, ученые постарались решить эту проблему. Так, была предпринята попытка создания необычного алфавита телодвижений, из букв которого возможно составлять более сложные фразы. Наиболее небольшой семантической единицей предложено считать кин, либо кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Из кинем образуются кинеморфы (что-то подобное фразам), каковые и употребляются в общении. Были кроме того созданы словари тело движений и подсчитано количество кинов в различных национальных культурах. Но, очевидно, кроме того в более систематичном и формализованном виде язык телодвижений не имеет возможности достигнуть того совершенства в передаче любой информации, которой владеет естественный язык.

Анализ систем невербальной коммуникации говорит о том, что они, без сомнений, играются громадную, но по большей части вспомогательную роль в ходе общения. Владея свойством не только усиливать либо ослаблять вербальное действие, системы невербальной коммуникации оказывают помощь распознать таковой значительный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников.

Коммуникативная функция общения

Невербальные сигналы человеком не осознаются либо практически не осознаются и исходя из этого довольно часто оказываются более правдивым источником информации о собеседнике либо аудитории. К примеру, в то время, когда работник старательно избегает зрительного контакта с менеджером и старательно делает вид, что всецело поглощен своей работой, он сам того не хотя, может информировать о своих недоработках либо просчетах.

Вместе с вербальной системой коммуникации невербального общения снабжают обмен информацией, который нужен для организации совместной деятельности.