Какие бывают взаимоотношения в семье

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины Психология и педагогика и вопросы для самопроверки, каковые окажут помощь студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, и сосредоточить внимание на основных понятиях, показателях, свойствах, явлениях.

Курс лекций рекомендован для независимой работы студентов очной и заочной форм обучения и будет нужен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения своих родителей и детей

Любая семья владеет целым комплексом психологических изюминок. Но общей для всех семей есть, в большинстве случаев, четко выраженная эмоциональность внутрисемейных взаимоотношений. Как раз высокая степень эмоциональной близости – это особенное уровень качества настоящей, крепкой семьи.

Какие бывают взаимоотношения в семье

Современная многоступенчатая семья может удачно делать свои функции, в случае если в ней будут гармонично сочетаться психологические особенности членов семьи всех поколений, благодаря чему они смогут заниматься формированием личности детей.

Домашние отношения – это система взаимных требований и ожиданий, каковые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

Существуют различные подходы к классификации стилей взаимоотношений своих родителей и детей. К примеру, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения своих родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение домашних неприятностей, постоянной готовностью своих родителей прийти на помощь, рвением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий значительные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований своих родителей и признание ребенком их как честных и обоснованных.

Приведем другую классификацию стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.

Какие бывают взаимоотношения в семье

Авторитарный стиль характеризуется властностью своих родителей. Наряду с этим существует убеждение, что подобным воспитанием возможно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Но в семьях для того чтобы типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными изюминками, интересами и жаждами. Не смотря на то, что дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В следствии у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Как раз в таких семьях дети значительно чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей приятель о приятеле. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, узнать обстоятельства их плохих и хороших поступков. Взрослые неизменно обращаются к эмоциям и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его вывод. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов запрещено, необходимо. Демократический стиль домашнего воспитания дает громаднейший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Неспешно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях в большинстве случаев не используются – достаточно порицания либо огорчения своих родителей.

Какие бывают взаимоотношения в семье

Но не редкость, что в семье снаружи сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного результата, поскольку родители нарушают наиболее значимые педагогические правила, к примеру им не удается выяснить в той либо другой ситуации меру требовательности, организовать верный режим дня детей либо создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях либо у них нет единого подхода к каким-то домашним делам.

Отношения своих родителей и детей с годами складываются в определенные обычные варианты.

Какие бывают взаимоотношения в семье

ВАРИАНТ А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

Такие отношения характеризуются, в первую очередь, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях, умением своих родителей чутко осознать мир ребенка и его возрастные запросы, их глубокой родительской привязанностью, постоянной готовностью к взаимопомощи, сопереживанием, умением быть рядом на протяжении жизненных невзгод.

ВАРИАНТ Б. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими эмоциями и переживаниями, но это не есть взаимной потребностью.

Для этого варианта характерна менее полная степень контактов. Снаружи отношения благополучны, но кое-какие глубинные, сокровенные связи нарушены, наметилась еле ощутимая трещинка во взаимоотношениях своих родителей и детей. Наиболее обычными обстоятельствами для того чтобы явления смогут быть следующие:

– кое-какие расхождения между характером требований своих родителей и их личным поведением;

– недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт своих родителей в некоторых конкретных обстановках, недостаточная степень их объективности по отношению к своим детям;

– возможность того, что родители психологически не поспевают за динамизмом, быстротой развития детей.

Подобные, пока еще чуть заметные показатели ухудшения во взаимоотношениях с детьми дают родителям предлог для важных размышлений.

ВАРИАНТ В. Скорее родители стараются вникать в интересы и жизнь детей, чем дети сами делятся с родителями.

Это – наиболее необычные, на первый взгляд, отношения между детьми и родителями. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых хороших и искренних эмоций любви и внимания. Родители грезят и сохраняют надежду оградить детей от проблем, предостеречь от опасностей, осчастливить их. Дети это знают, но не принимают. Сущность в том, что высокие помыслы своих родителей разбиваются в этом случае о низкую педагогическую культуру их осуществления. Жажды своих родителей оказать помощь своим детям, их искренний интерес к ним не всегда сопровождаются умением войти в мир детей без нажима и навязывания своих взоров, без нервозности и предубеждений.

ВАРИАНТ Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители желают вникнуть в интересы и заботы детей.

Таковой вариант взаимоотношений появляется при чрезмерной занятости своих родителей собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями. Часто это выражается в недостаточном исполнении родительского долга, пассивности своих родителей в общении с детьми, что порождает у последних эмоции обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться удачами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними покровителями.

Какие бывают взаимоотношения в семье

ВАРИАНТ Д. Поведение, рвения детей воспринимаются родителями отрицательно, и наряду с этим родители, скорее, правы.

Для того чтобы рода ситуации в большинстве случаев связаны с возрастными изюминками детей, в то время, когда те еще не смогут полностью оценить опыт своих родителей, их усилия, направленные на благо семьи. Честные огорчения своих родителей вызывают односторонние, идущие во вред учебе, здоровью, временные увлечения детей, а в некоторых случаях – безнравственные поступки. В полной мере естественно, что родители бывают очень обеспокоены всем, что может нанести детям моральный и физический вред. Исходя из своего жизненного опыта, взоров они стараются растолковать вероятные последствия для того чтобы поведения, но наталкиваются часто на непонимание, неверие, сопротивление. Принципиально важно, дабы родители постоянно стремились глубоко разобраться в рвениях детей, проявляли терпение, уважение к их аргументам и аргументам, поскольку дети, кроме того будучи неправыми, в большинстве случаев бывают честно убеждены, что правы как раз они, а родители не смогут либо не желают их осознать.

ВАРИАНТ Е. Поведение, рвения детей воспринимаются родителями отрицательно, и наряду с этим, скорее, правы дети.

В этом случае родители занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего жажды хороша детям. Но эти ситуации вызываются личными недостатками своих родителей, каковые не имеют возможности либо не рекомендует подавлять их в себе, в своих отношениях между собой и с детьми. Это довольно часто проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному точке зрения. Особенно болезненно реагируют дети на тягу своих родителей к пьянству. Это приводит к резкому протесту со стороны детей. Острые ситуации вызываются кроме этого педагогической бестактностью своих родителей, которая усугубляется довольно часто отсутствием общей культуры. Острые конфликты смогут появляться из-за эмоциональной глухоты своих родителей, поскольку дети всех возрастов особенно ранимы в минуты узких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, не осознанных взрослыми. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особенными последствиями – многолетней детской обидой, талантливой привести к разобщЁнности детей и своих родителей.

ВАРИАНТ Ж. Обоюдная неправота своих родителей и детей.

Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии хранения в себе сперва в эпизодические столкновения, а после этого, в случае если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, – в постоянные, все более расширяющиеся конфликты. Обе стороны устают от ненужных дебатов и взаимных укоров, неспешно теряют свойство слушать и понимать друг друга.

ВАРИАНТ 3. Разные взаимоотношения с отцом и матерью, либо кого ты больше обожаешь?

В большинстве семей у своих родителей нет необходимости в полном единстве действий в воспитании детей. Это относится и содержания общения, и содержания требований, и тона ихвыражения, и характера поощрений и наказаний, и выражения своих эмоций, и т. д. В то время, когда отношения у отца и матери к детям складываются совсем по-различному, то сущность и темперамент их взаимоотношений с детьми смогут быть самыми разными: от потребности ребенка в общении с одним из своих родителей до полной отчужденности с другим. Это тот случай, в то время, когда нужно отыскать в памяти, что единство установок и взаимоотношений – это азбучная истина педагогической культуры своих родителей.

ВАРИАНТ И. Полное взаимное отчуждение и враждебность.

Возможно выделить пара наиболее обычных обстоятельств данной домашней трагедии.

1. Педагогическая несостоятельность своих родителей. Большое число своих родителей приступает к воспитанию, не имея об этом сложнейшем и важном деле ни мельчайшего педагогического представления. И потому, что они сами воспитывались в семье, в школе и других учебных заведениях, то у них создается иллюзия осведомленности касательно процесса воспитания. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: Искусство воспитания имеет ту особенность, что практически всем оно думается делом привычным и понятным, а время от времени кроме того делом легким.

2. Твёрдые, практически варварские способы псевдовоспитания, из-за которых дети начинают опасаться, ненавидеть, презирать своих родителей и любыми методами стараются спастись от них.

3. Сотворение из ребенка кумира семьи, задобренного, заласканного, капризного, плаксивого эгоиста и в следствии – эгоцентричного и бессовестно-равнодушного человека.