Целеполагание в педагогике это

Верно поставить перед собой цель – сложная задача. Целеполагание это целый раздел в науке, который направляться пристально изучить, перед тем как приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности возможно заблаговременно обречь себя на провал.

В статье главное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Так как как раз преподаватель значительно чаще сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание это база не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, в то время, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и способ следования к ее исполнению. В обязательном порядке учитываются и все нужные факторы, каковые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание это такой же процесс, лишь, в отличие от бизнеса, к примеру, задача ставится образовательная. Говоря о целях, необходимо понимать, что они смогут иметь различный темперамент, другими словами отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры либо отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для различных возрастных категорий;
  • при изучении различных дисциплин;
  • появляющиеся по ходу обучения и ставящиеся перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи смогут быть различными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже осознали, что постановка задач это серьёзный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Отыскать правильное определение функций этого процесса сложно, поскольку существует большое количество различных формулировок. Но все сходятся в едином мнении базой работы любой компании есть постановка цели. Но сама по себе она не имеет возможности работать самостоятельно без выяснения более небольших управленческих задач.

Следовательно, следующей возможно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играется в управлении, возможно выделить и управленческую. Последняя сопровождает начальника в течении всей деятельности и ведет к успеху.

Существуют различные взоры на определение, имеет целеполагание основывающую либо организационную функцию. Тут возможно заявить, что частично правильно да и то, и другое. Так как задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их исполнения в целом. Так что нельзя разделять данный процесс на различные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы либо учебы.

Цель и целеполагание

Но возвратимся все же конкретно к педагогике. Эта сфера интересует нас сейчас больше всего. Для педагога принципиально важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

Целеполагание в педагогике это
  1. Педагог пристально анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, каковые педагог находит разумными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более правильные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, преподаватель должен брать во внимание не только индивидуальные, но и глобальные события. Планирование и целеполагание это процессы неразрывные, и в то время, когда мы определяемся в своих намерениях, то в один момент планируем и путь к их достижению.

Целеполагание в педагогике это

Глобальная цель в воспитательном ходе создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту совершенную формулировку. Такая личность обязана мочь развивать все свои преимущества и положительные качества, дабы выжить в мире, который быстро изменялся и потребовал от человека все громадных умений и навыков. По мере того как изменялся мир, изменялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Данный масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Тут учитываются особенности исторических событий сейчас, важность тех либо иных качеств на конкретном этапе развития страны. Как раз тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие эмоции ответственности перед страной;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как в любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Личные цели

Целеполагание на уроке это уже более узкое рассмотрение процесса. Личный подход высказывает те потребности, каковые характерны отдельным людям и различным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая домашние события детей), и анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут также возможно различным:

  • вольный стиль цели ставятся совместно, по окончании дискуссии и утверждения всеми;
  • твёрдый стиль цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заблаговременно определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и способы решения обсуждаются вместе с обучающимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, и от специфики дисциплины.

Серьёзные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, каковые принципиально важно учитывать. В случае если покинуть без внимания какой-то из них, другими словами шанс не взять желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач нужно:

  • учитывать личные требования ребенка, учителя, школы либо другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором живут участники процесса;
  • изучить особенности экономразвития сейчас, и все события, существующие в учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, и атмосферу в коллектива.

Неизменно необходимо не забывать основное: исходить необходимо от малого к большему. Другими словами главным в ходе есть индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, возможно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая яркая постановка задачи.
  2. Определение способов, благодаря которым она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, каковые педагог ожидает взять.

По-любому, но эти три компонента должны в обязательном порядке выполняться, поскольку человек должен четко видеть не только цель, но и как именно он достигает результата, и что возьмёт, в то время, когда достигнет его. Данное крайне важно и считается основополагающим в данной сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Целеполагание в педагогике это

Требования к целеполаганию

Как вы уже осознали, воздействие целеполагания включает в себя большое количество разнообразных факторов. Целый процесс обучения складывается из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и без того происходит все время, пока продолжается обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А дабы оно было успешным, необходимо знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели лишь по окончании тщательного изучения всех составляющих и нужных факторов.
  2. Настоящие цели, другими словами постановка таких задач, каковые реально достигнуть в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется большое количество внимания, личный подход в обучении играется именно эту роль – учитывать возможности каждого участника. Возможно поставить одной группе учеников задачу, которая для них настояща, а одновременно с этим для других детей она будет через чур тяжела, другими словами необходимо доходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что означает постоянную взаимосвязь различных дорог и задач в ходе обучения и воспитания. Запрещено ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Кроме этого в случае если поставлена громадная цель, то необходимо поделить ее на подцели и любой раз мотивировать обучающихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их необходимо идентифицировать любой раз, в то время, когда они изменяются.
  5. В обязательном порядке анализировать итог (положительный либо отрицательный), но это нужно делать чтобы верно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особым либо новым и хорошо известны каждому педагогу. Принципиально важно, дабы о них не только не забывали, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Чтобы верно осознать и запомнить, что целеполагание это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы попытались тезисно изобразить все потребности, и факторы и условия, каковые влияют на них в воспитании и обучении.

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание это обязательный атрибут образовательного процесса. Чтобы он стал успешным, педагогу необходимо не просто слепо ставить задачи и делать их, вопреки всему. Нужно учитывать все составляющие, условия, факторы, и личные особенности обучающихся.

Целеполагание в педагогике это

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка громадных, небольших и промежуточных целей. Чтобы неизменно верно выполнять целеполагание, педагогу необходимо систематично заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, и тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом ходе нужен только комплексный подход, а при диагностике нужно учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Целеполагание в педагогике это

Поделиться в соц. сетях